13, Декабрь 2017

Фуры едут в регионы

Кризис, санкции и наметившееся оживление экономики изменили направления грузовых автоперевозок. Рост отрасли обеспечивают восточное направление и маршруты между российскими регионами.

Кризис как возможность

2014–2015 годы стали для отрасли грузовых автоперевозок настоящим испытанием. Введение антироссийских санкций иответный запрет наввоз целого ряда товаров изЕвропы привели крезкому падению импортных потоков изстран ЕС(в 2014 году наэто направление приходилось 70% международного автомобильного товаропотока, обеспечиваемого российскими перевозчиками), атранзитный маршрут через Украину фактически перестал существовать. Вцелом перевозки наевропейском направлении, поданным аналитического бюро Eurostatica, в2014 году снизились на5,4%. Втоже время падение курса рубля иреальных доходов населения привело ксокращению перевозок грузов внутри страны. Поитогам 2015 года общее падение грузооборота составило 6%, объем перевозок грузов всеми видами коммерческого автотранспорта сократился на7,3% посравнению с2014 годом.

Все эти факторы кардинально изменили рынок автомобильных перевозок: множество мелких игроков, занимавшихся одним направлением (например, Польшей или Германией), вынуждены были уйти срынка или переориентироваться надругие направления.Так, вструктуре владения легкими коммерческими автомобилями доля частныхлиц, поданнымPwC, снизилась с51% в2014 году до36% в2017-м (для сравнения: число индивидуальных предпринимателей, занятых воптовой ирозничной торговле, затотже период сократилось на11%).

Дополнительным фактором консолидации рынка выступило ужесточение условий для автотранспортного бизнеса. Вконце 2015 года была введена вдействие система «Платон», регистрации вкоторой подлежат все грузовики весом более 12т. Насегодняшний день плата заих проезд пофедеральным трассам составляет1,9руб./км. Введение системы сопровождалось массовыми протестами дальнобойщиков. Поданным компании-оператора, в2016 году отчисления «Платона» вФедеральный дорожный фонд составили 18млрдруб., апо итогам нынешнего года ожидается увеличение сборов до34 млрдруб.— обэтом вмарте заявлял глава Росавтодора Роман Старовойт. Кроме того, крупные заказчики— торговые сети ипредставители сектора FMCG (товары повседневного спроса) — стали предъявлять своим контрагентам дополнительные требования, касающиеся прозрачности иразмера парка техники. Пословам гендиректора одной изкрупных компаний-перевозчиков Globaltruck Александра Елисеева, речь идет отаких гигантах, как Х5 Retail Group, «Магнит», Unilever иProcter & Gamble.

Другим важным последствием санкций икризиса стала переориентация маршрутов наиные направления. Уже в2014 году, говорится висследовании рынка автомобильных перевозок Альфа-банка, доля Китая вроссийских международных автоперевозках выросла с4,9 до6,4%; таким образом, это направление вышло напятое место пообъему автоперевозок, сместив сэтой позиции Литву. Согласно промежуточному исследованию Межотраслевого экспертного совета поразвитию грузовой автомобильной идорожной отрасли (МОЭС), рост грузопотока, наметившийся в2016 году, будет происходить главным образом засчет китайского направления (хотя здесь сильна конкуренция сжелезнодорожным транспортом) ив направлении Казахстана. Что касается внутреннего рынка, тоздесь ожидается рост объема перевозок между центром июжными ивосточными регионами страны, атакже изСибири вЦентральный иПриволжский федеральные округа— развитие торговых связей между регионами стало следствием политики импортозамещения ироста отечественного сельского хозяйства. Всреднесрочной перспективе МОЭС ожидает роста объемов магистральных автоперевозок на3,5% вгод.

Драйверы роста

Росту грузоперевозок способствует общее улучшение экономической ситуации, которое подстегивают высокие цены нанефть испрос навнутреннем рынке.Так, согласно прогнозу Всемирного банка, рост ВВП страны в2017–2018 годах составит1,7%, ав 2019-м увеличится до1,9%. Наэтом фоне растет деловая активность, арост потребления состороны населения вызывает дальнейшую экспансию торговых сетей— одних изосновных заказчиков транспортно-логистических услуг. Постепенно восстанавливается иимпорт: всередине 2017 года онпреодолел среднемесячный уровень 2010 года.Так, запервые семь месяцев года объем импорта изстран АТЭС вырос на24,8% вгодовом выражении, импорт изЕС затотже период увеличился на18,4%, говорится вдокладе аналитического центра при правительствеРФ. Вцеломже, пооценке первого вице-президента общественной организации малого исреднего предпринимательства «Опора России» Павла Сигала, темпы роста грузооборота поитогам нынешнего года могут достичь 15%.

Дополнительный толчок развитию автоперевозок всекторе LTL (загрузка ниже полного объема) дает интернет-торговля, где доминирует китайская компания AliExpress. Пооценке заведующего отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексея Маслова, рост объема электронной торговли между РФи КНР в2017–2018 годах может составить около 20%, причем значительную часть этого потока могут взять насебя автоперевозчики. Вбудущем, когда вдействие будет введен международный транспортный коридор Западная Европа— Западный Китай, ихзначение еще больше возрастет. Трасса общей протяженностью 8445 кмсвяжет Европу, Россию, Казахстан иКНР.

Важным фактором роста будет увеличение госинвестиций ив российскую дорожную инфраструктуру.Так, вноябре 2016 года правительство утвердило приоритетный проект «Безопасные икачественные дороги», который предполагает выделение 640 трлнруб. наремонт истроительство автодорог в34 городских агломерациях, население которых превышает 500тыс. человек вкаждой. Врезультате должно нетолько сократиться время доставки грузов поавтотрассам, нои вырасти максимальное плечо перевозки.

Консолидация рынка, повышение его прозрачности иактивное внедрение цифровых технологий, позволяющих оптимизировать логистические процессы, ионлайн-сервисов способствуют снижению порожнего пробега исокращению времени доставки, атакже повышают инвестиционную привлекательность отрасли— примером может служить недавнее успешное размещение автомобильного грузоперевозчика Globaltruck наМосковской бирже.

Коллизии грузоперевозок

Вобщей структуре грузооборота, поданным Росстата, надолю автомобильного транспорта приходится всего4,5%, тогда как трубопроводный транспорт обеспечивает почти 48% грузооборота, железнодорожный—45,3%, адоли морского, внутреннего водного ивоздушного транспорта крайне незначительны. Втоже время, если посмотреть настатистику пообъему перевезенных грузов, окажется, что66,5% всего потока были перевезены именно автомобилями. В2015 году этот показатель составил более 5млрдт. Причина такого парадокса, помимо несовершенства официальной статистики, проста— большинство автомобильных перевозок осуществляется насравнительно короткие расстояния, тогда как для длинных маршрутов используется трубопроводный или железнодорожный транспорт. Впрочем, протяженность автоперевозок также продолжает расти: с2000 по2014 год конкурентоспособная зона использования грузового автотранспорта выросла с950 до2000км, асредняя дальность перевозки одной тонны груза затотже период увеличилась с26 до75км.

Одной изособенностей этого рынка является сравнительно низкая доля коммерческих перевозок: поофициальной статистике, изупомянутых выше 5млрд тгрузов менее 31% было перевезено накоммерческой основе. Дело втом, что многие компании-производители, дистрибьюторы иторговые сети содержат собственный парк автомобилей ине прибегают куслугам частных перевозчиков итранспортно-логистических компаний.

Источник